Россия богатая

Июл 9, 2015 Без рубрики

Россия богатая

Ракета Союз Россия

За 15 лет правления Путина дорогие россияне купили 26 800 000 новых автомобилей.

 

Российский авторынок пережил драматичное двукратное падение продаж в 2009 году, но восстановился до докризисного уровня к 2012-му. Лидером рынка по количеству проданных автомобилей все эти годы остается АвтоВАЗ. Однако если в начале 2000-х Lada занимала около 70% рынка, то к 2013-му ее доля снизилась до 17%. Остальное поделили Kia, Renault, Hyundai, Toyota и другие популярные зарубежные марки. Многие из этих автомобилей уже собирают в России. Крупнейшие автодилеры – «Рольф», Major Auto и «Автомир».

За 15 лет россияне купили 377 900 000 новых мобильных телефонов и смартфонов. Это не считая «серых» продаж.

В 2000 году двое из 100 жителей России пользовались мобильными телефонами, а в 2013 году, по данным Всемирного банка, на 100 человек приходилось уже 153 сим-карты. За 15 лет в России сформировались «большая тройка» операторов и две крупнейшие розничные сети – «Евросеть» Евгения Чичваркина (5 тыс. салонов) и «Связной» Максима Ноготкова (более 3 тыс.). «Евросеть» сейчас принадлежит «ВымпелКому» и «МегаФону», у МТС – собственная одноименная сеть (около 4 тыс. салонов). Розница для них не основной бизнес: например, на продажу телефонов и оборудования приходится 6–8% общей выручки МТС в России.

За 15 лет россияне купили 48 600 000 ноутбуков.

В 2000 году в России было продано 70 тыс. ноутбуков, в 2012-м (пик продаж) – 9,4 млн, в 134 раза больше. Ноутбуки стали популярнее настольных компьютеров, среди лидеров – Acer, Asus и Samsung. На торговле ноутбуками и другой техникой в середине 2000-х построили большой бизнес сети «М.Видео» и «Эльдорадо». В последние годы увеличиваются продажи ноутбуков через интернет, на этом тренде поднялись ритейлеры «Юлмарт» и «Ситилинк», основная доля заказов у которых проходит через онлайн-магазины и терминалы в магазинах.

За 15 лет россияне купили 133 600 000 000 кг мяса и мясопродуктов

Потребление мяса в России с 2000 года выросло почти вдвое, хотя, по данным Минэкономразвития, средний россиянин все еще ест в 1,7 раз меньше мяса, чем средний американец. Зато нашей стране удалось отказаться от «американских окорочков». Благодаря госрегулированию импорт курицы упал с 60–65% в 2001 году до 10–12% в 2014-м, а отечественное производство выросло с 0,9 млн тонн до 3,9 млн тонн. Удалось наладить производство свинины: с 1,5 млн тонн в 2001-м оно выросло до 3,6 млн в 2013 году. На производстве птицы выросла группа «Черкизово» семьи Игоря Бабаева, свинины – «Мираторг», «Русагро» и «Агро-Белогорье».

За 15 лет россияне потратили 17 100 000 000 000 рублей (да-да — 17 триллионов рублей) на одежду и обувь

Собственно говоря, за 15 лет россияне потратили на одежду и обувь больше денег, чем на автомобили. В начале 2000-х самым продаваемым предметом одежды были джинсы, сейчас это платье: за полтора десятка лет жительница России купила в среднем 124 платья, подсчитала Esper Group. Масштабное отечественное производство одежды никому наладить не удалось – в Китае дешевле. Россиян одевали ритейлеры, которые шьют одежду по контракту в Азии: Gloria Jeans & Gee Jay, Sela, O’stin, Incity, Oodji (раньше – Oggi) и др. На рынке обуви таким же образом крупнейшей компанией стала «ЦентрОбувь», насчитывающая около 1,5 тыс. магазинов «ЦентрОбувь» и Centro.

За 15 лет россияне совершили 146 000 000 поездок за границу

В 2000-х россияне стали завсегдатаями многих зарубежных курортов – в первую очередь Турции и Египта. На продаже туров выросли «Натали Турс», «Библио Глобус», Tez Tour, Coral Travel и ряд других компаний. Но финансовая модель туроператоров рассчитана на постоянное увеличение числа туристов, поэтому в 2014 году, когда турпоток начал падать, компании стали массово банкротиться. Не пережили прошлый год «Нева», «Солвекс-Турне», «Роза ветров Мир» и другие крупные операторы.

За 15 лет россияне купили 6 754 000 000 книг (а сколько скачали нахаляву — и не сосчитать).

Самый продаваемый автор России – Дарья Донцова, за 15 лет издательство «Эксмо» выпустило более 120 млн экземпляров ее книг. Среди книгоиздателей первые два места по тиражам обычно делили «Эксмо» и группа «АСТ», на третьем месте держалось «Просвещение», выпускающее учебники. В 2013 году «Эксмо» Олега Новикова купило конкурента, АСТ, но в первом полугодии 2014-го по совокупному тиражу оба издательства впервые уступили «Просвещению» (председатель совета директоров – Аркадий Ротенберг). «Эксмо» контролирует единственного крупного книжного ритейлера, «Новый книжный – Буквоед». «Топ-Книга», многолетний лидер, в кризис обанкротилась.

За 15 лет россияне купили 1 582 100 000 билетов в кино (официально, на самом деле — гораздо больше).

Точный объем кинорынка узнать невозможно: некоторые кинотеатры занижают реальные продажи билетов, чтобы уменьшить сумму, которую они должны отдать кинопрокатчику. Очевидно, что объем рынка вырос в разы: в 2003 году в России работало около 600 кинозалов, теперь – 3,5 тыс. Крупнейшие сети – «Синема Парк», «Формула кино», «Каро фильм» – сейчас насчитывают по 30–35 кинотеатров. Ведущие прокатчики, которые зарабатывают в основном на зарубежных фильмах, – WDSSPR, «Централ Партнершип», «Двадцатый Век Фокс СНГ».

За 15 лет россияне купили 968 900 000 ювелирных изделий (официально, на самом деле — гораздо больше)

Данные Пробирной палаты по рынку ювелирных изделий нельзя считать точными: по разным оценкам, от 25 до 75% рынка занимают подпольные производители и контрабандисты. По официальной статистике, в 2013 году было продано почти в 5 раз больше ювелирных изделий, чем в 2000-м. На производстве и продаже ювелирных украшений выросли «Адамас», Алмаз-Холдинг, Московский ювелирный завод и другие компании. Один из лидеров, ювелирная компания «Алтын», фактически перестала существовать после того, как ее топ-менеджеров обвинили в контрабанде.

Вот такая вот она — «нищая, немытая» Россия.